Нил Янг: "Создать то, что считаешь важным, гораздо важнее, чем добиться успеха."

Вы однажды сказали, что быть творческой личностью – это когда понимаешь, что попал в самую точку, но не останавливаешься на этом. Как вы знаете, что попали в точку?

Я это знаю, потому что пишу музыку и не редактирую. Когда пишешь музыку по-настоящему, ты сразу отпускаешь то, что написал. Кроме того, если написал песню и не записал ее сразу, ее приходится постоянно носить в себе. Это – не дело. Песню надо выпускать  и записывать, пока она совсем новая. Именно это я и пытаюсь делать. Как только я записал песню, я снова  раскрываюсь, и  рождается новая песня. Это – как будто пытаешься поймать дикое животное. К нему надо медленно подкрадываться, не делать резких движений. Надо сохранять спокойствие, ждать, и оно к тебе подойдет. Просто надо быть наготове, и ничто не должно вам мешать. Вот почему как только создашь песню, ее надо сразу записать.

У вас неоднократно была возможность растиражировать то, что вы создали, но вы ей ни разу не воспользовались. В первую очередь, я имею в виду Harvest и Rust Never sleeps. Оба раза вы решили не почивать на лаврах, а двигаться в новом направлении. В чем тут дело? Вы боитесь попасть в ловушку успеха?

По-моему, невозможно сделать чего-то настоящего, если стараешься сделать это специально. Если чего-то добился, и это «что-то» имеет успех, не стоит пытаться сделать это снова. Когда повторяешь одно и то же снова и снова, и делаешь это осознанно, теряется оригинальность. Я не говорю, что повторяться не надо вообще никогда. Если вы работаете с  определенными инструментами, группой музыкантов, в определенном месте, с определенным звуком – конечно можно сделать несколько песен в одной струе. Прекрасно. Но в какой-то момент вы чувствуете, что иссякли. Вы приходите на прежнее место и пытаетесь делать то, что уже много раз делали, потому что другим это нравилось. А можно ничего не  делать, просто потому что вам больше не хочется повторяться, а что делать дальше, вы не знаете. А может, у вас возникнет новая идея, и вы начнете претворять ее в жизнь, даже если вам будут говорить: «Ты взял в руки электрогитару? Только не это!»


Это ваше стремление идти своим путем, даже когда оно противоречит тому, что ожидают от вас другие – значит ли это, что вы готовы рисковать и проигрывать?

Совершенно верно. Создать то, что считаешь важным, гораздо важнее, чем добиться успеха. Если я не делаю то, что считаю важным, из-за того, что мне говорят:  «Этого делать не стоит,  на этом ничего не заработаешь» - это значит только одно: у меня чересчур много советчиков.

Музыкальный бизнес сейчас не тот, что раньше, когда вы начинали свою карьеру. Не думаете ли  вы, что сейчас начинающим артистам намного труднее  отстаивать свою независимость?

Я думаю, что если человек никогда не отказывается от независимости, он ее никогда не потеряет. Думать, что можно на время отказаться от независимости, а потом ее вернуть, это – безумие. Так что лучше просто хранить ее с самого начала. Просто делайте то,  в чем испытываете потребность. Невозможно добиться успеха, если сгибаешься и кланяешься. Чтобы добиться успеха, не надо стараться быть таким, каким вас хотят видеть другие. В музыке это невозможно.

Вы сказали, что можете вживую петь свои старые песни, только когда у вас есть новые песни тоже.

Совершенно верно. У меня скоро будет концерт, и я не собираюсь выходить на сцену с набором старых песен. Я должен иметь новые песни, потому что они – причина, по которой я устраиваю концерт. Новые песни дают мне веру в себя, в то, что мое творчество все еще имеет смысл, что я еще способен выражать свои нынешние чувства, а не перемалывать то, что я чувствовал вчера.

Совпадает ли ваша оценка того, что вы считаете своими лучшими песнями, с мнением широкой публики?

Я не знаю. Я не знаю, какие из моих песен самые лучшие. Я на это смотрю по-другому. Я просто пишу и пишу песни. Когда начинаешь смотреть на работу в таком ракурсе, соскальзываешь на путь редактирования, а мне это не нравится. Иногда я меняю время в предложении – на настоящее или на прошедшее, чтобы все «склеивалось», но это – единственная редакция, которую я допускаю. Иногда я пишу второй и третий куплет и только потом – первый. Такое бывает, но я никогда не меняю слова песни, когда они уже написаны.

Когда-то давно вы сказали в одном интервью, что в отличие от вашей акустической работы, в музыке рок-н-ролл есть некая опасность, которая заставляет вас отходить от нее время от времени. Как вы выразились, «вы как будто отделяетесь от самого себя». Вы по-прежнему так думаете?

Да, я с этим согласен. Мне трудно выразить это более подробно, но я и сейчас так думаю. Похоже, что тогда мне это было понятно. Там пробуешь свои силы по-другому, более агрессивно. Мне трудно сказать больше, чем я сказал тогда. Поэтому, наверно, вы и попросили, чтобы я объяснил.

Потому что в этом есть нечто таинственное?

 Вот именно. Непознанное. Там нельзя находиться постоянно. С этим нельзя шутить.

Большинство этих альбомов было записано с группой Crazy Horse. Многие молодые артисты говорят, что эта работа оказала на них самое большое влияние. Вас это не удивило?


Да. Мне было приятно, что эта работа оказала влияние на других. Моя работа с Crazy Horse – особенная, она отличается от всего остального, что я делал. Это – отдельная часть моей жизни, я занимаюсь ей с перерывами, делать это постоянно нельзя, к ней надо периодически возвращаться, а иногда ее необходимо отложить на некоторое время. Я отношусь к ней с уважением. Музыка, о которой мы с вами только что говорили – стихия Crazy Horse. Работа с ними открывает мне дверь в эту музыку. Я больше ни с кем не могу этого делать. Я делал записи рока с другими музыкантами, например, я записал Rockin’ in the Free World без них, но это было совершенно иначе. Там не было ощущения космоса.

По-моему, Zuma, записанный в 1975 году, - самый глубокий из подобных альбомов. И он явно заслуживает лучшей репутации, чем та, что ему досталась.

Да, это – хороший альбом. В городе Таос, Нью-Мексико, есть старый театр под названием Эль Кортез. Один мой друг-художник устроил там свою студию. Возможно, я когда-нибудь поеду туда с Crazy Horse. К этому надо быть готовым. Иногда есть потребность быть в месте, где много пространства, где происходят духовные вещи, где возможна связь с космосом. До сих пор мне везло.

Рекомендуем также посетить сайт выдающейся кантри-группы двух братьев Марка и Дэвида Нопфлеров - Dire Straits.

 

 
© 2017 Neil Young
Администрация
Полезные ресурсы